Как мы были в Пскове и Петербурге

Понемногу наша жизнь в воскресной школе обрастает своими традициями. Прошлым летом мы совершили большую поездку в Санкт-Петербург. В эти каникулы мы решили продолжить совместные путешествия. Вместе с родителями и преподавателями ребята на сей раз совершили вояж по маршруту Изборск-Псков-Печоры-Санкт-Петербург-Петергоф. Но, обо всём по порядку…

В составе пятнадцати человек наша дружная группа 29 июня отправилась из городка Софрино-1 и Митрополье. До этого, мы были на Божественной Литургии в нашем храме и попросили благословение у отца Михаила на столь дальний путь. Прибыв в Москву, на Рижский вокзал, мы сели в поезд Москва-Псков. Как известно, сама атмосфера в поезде располагает к общению. Поэтому наш выбор между автобусом и поездом в пользу последнего имел в этом отношении свои преимущества.

По прибытии в Псков мы заселились в гостиницу. Вторую половина дня была посвящена посещению одного из самых старых русских городов – Изборску. В этом городе сохранилась крепость XIV века, по территории которой у нас была экскурсия. Несмотря на невиданный ливень, мы с мужеством преодолели все испытания в этот день и увидели старинные крепостные стены и бойницы, захабы (места, куда заманивали врага, а потом уничтожали) и даже спустились в пещеру, оборудованную в древности под водохранилище. А после экскурсии мы пошли на святой источник, который носит название «12-ти апостолов». Первое письменное упоминание об этих источниках относится к семнадцатому веку (!) Там из известняковой породы бьют множество ключей. Впадают они в озеро, в котором плавают лебеди и утки. Нам посчастливилось увидеть этих птиц, а один из наших товарищей даже искупался в озере. Набрав воды, счастливые и довольные, мы поехали обратно в гостиницу.

На следующий день мы отправились в псковский Мирожский мужской монастырь. Обитель была основана ещё в XII веке, и является одной из старейших в России. Один из насельников монастыря рассказал о его истории и продемонстрировал с помощью небольшой экспозиции, как делают иконы. Дело в том, что в Мирожском монастыре существует иконописная мастерская.

После этого нас ожидала экскурсия по Псковскому Кремлю. Расположенный на узком и высоком мысу при впадении реки Псковы в реку Великую, Кремль является архитектурным центром города, как бы его «культурным ядром». Увидели величественный Троицкий собор, башни Кремля, Довмонтов город и другие достопримечательности.

Отобедав в местной столовой, мы поспешили к следующему пункту нашей поездки – Псково-Печерскому монастырю. Как известно, это один из самых известных и крупных мужских монастырей в нашей стране с многовековой историей. Нас проводили в пещеры монастыря, где провели экскурсию. В Богом зданных пещерах покоятся более 10 тысяч человек. Пещеры Псково-Печерского монастыря - это место упокоения многих святых, место, пропитанное молитвами сокровенных подвижников, место поистине святое. Мы, действительно, это ощутили, когда там были. Также у нас была экскурсия и по самой обители. Например, мы увидели памятник преподобному Корнилию, одного из первых игуменов обители, погибшего смертью мученика от руки Иоанна Грозного, который подозревал игумена в измене. Мощи святого хранятся в монастыре.

На третий день наша дружная команда тронулась из Пскова в Санкт-Петербург. Оставшуюся половину дня мы уделили посещению двух музеев. Первый из них – музей истории телефона. Там нам провели экскурсию и не только показали старые аппараты XIX – первой половины XX вв., но и дали ребятам самим воспользоваться коммутаторами и совершить телефонный звонок. А после экскурсии ещё и подарили подарки – сувениры из музея.

До девяти часов вечера мы ходили по самому известному русскому музею – Эрмитажу. Знамениты картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рембрандта ещё долго останутся в нашей памяти. Также мы обращали внимание на картины с религиозными сюжетами из Священного Писания Ветхого и Нового Завета, коих в Эрмитаже великое множество. Поразили воображение своим великолепием интерьеры дворца: роскошные залы с золотыми, мраморными, малахитовыми колоннами и вазами. Но на этом наша программа в Санкт-Петербурге не окончилась. В эту же ночь неутомимые путешественники гуляли по городу и смотрели, как разводят мосты!

И уже на следующее утро мы не спали допоздна, а поехали в храм Воскресения Христова. В народе он ещё называется Спас-на-Крови. Этот храм был построен в начале XX века на месте смертельного ранения императора Александра II. Храм, чем-то похожий на Покровский собор в Москве, является одним из современных символов Санкт-Петербурга. Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Некоторые и мозаик по евангельским сюжетам были выполнены такими выдающимися художниками М.В. Нестеровым и В.М. Васнецовым.

После экскурсии по собору мы отправились в Петергоф – загородную резиденцию российских императоров. У нас было более двух часов на осмотр всех достопримечательностей. Но, конечно, на Петергоф, пожалуй, не хватит и недели. Ведь Петергоф не оставляет равнодушным никого. Приехав сюда однажды, захочется посетить этот город снова и снова. Такое разнообразие фонтанов мы еще нигде не встречали. Потрясающий вид! И каждый имеет свою историю. Также в Петергофе мы любовались не только фонтанами. Тут имеется большое количество памятников, архитектурных сооружений, музеев и множество парков достойных внимания. А еще мы побывали на берегу Финского залива.

В последний день поездки мы отправились в Александро-Невскую лавру. Это наиболее крупный городской монастырь, заложенный самим императором Петром I. Нам провели экскурсию и рассказали об истории обители. Самая главная святыня лавры – мощи святого благоверного князя Александра Невского. По повелению Петра Великого мощи святого были вывезены в 1723 году из Владимира и установлены в Александро-Невской лавре. Сейчас они находятся в Троицком соборе, где мы и приложились к ним.

Последним пунктом нашей поездки был музей Обороны и блокады Ленинграда. Мы решили вспомнить о том, что Ленинград – это город герой и что на долю города в Великую отечественную войну выпало множество горестей. Немного есть музеев, при посещении которых пробирает дрожь. Этот один из таких. Страшный интерьер квартиры того времени, страшные экспонаты - свидетели того жуткого периода - всё заставляет ощутить глубокое сострадание к людям, пережившим блокаду, и скорбь по тем, кто не пережил те тяжелейшие 900 дней. Без слез нельзя читать письма и дневники, читать о состоянии здоровья блокадных детей. После посещения таких мест мы можем понять, что мы - счастливое поколение, не знающее ужасов войны и мук голода.

До отправления поезда у нас оставалось время, и мы решили провести его на близлежащей от музея детской площадке. Ребята с удовольствием приняли это предложение, и даже сыграли футбольный матч против местной команды. Полные впечатлений и воспоминаний, ребята уезжали из Санкт-Петербурга с желанием продолжить наши поездки и в следующее лето. Будем надеяться, что эти мечты осуществятся!

Молитва предначинательная

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.